В каждой семье есть свой герой. В нашей — дедушка Семён Яковлевич Максимов. Он участник Великой Отечественной войны. Погиб, защищая Родину. Я, мой брат Александр и сестра Валентина уже давно и намного старше деда.
Дедушка родился в 1911 году в селе Самаркино. В первые дни войны он был призван в ряды Советской армии. Воевал в сапёрных войсках. Чуть больше года дед шёл к победе, а если учесть, что это было начало войны — стойко защищал рубежи Родины. Погиб 22 декабря 1942 года.
Сын дедушки Семёна — наш отец, родился в 1938 году. Ему было всего три года, когда, успев получить похоронку на мужа, от воспаления лёгких умерла его мама. Воспитала отца сестра нашего деда — Мария. Папа мало знал подробностей о дедушке, оно и понятно. Пока отец был жив, ему не давала покоя неизвестность — где захоронен дед, как он погиб. К сожалению, папа так и ушёл в мир иной с этой болью.
Около 10 лет назад отчаянные поиски моего брата Александра и его семьи хоть малейшей информации о дедушке, привели к успеху. Из архивных данных сайта Министерства обороны «Мемориал» узнали, что Семён Яковлевич Максимов, сапёр 40-го инженерно-сапёрного батальона понтонных переправ ордена Александра Невского и Красной Звезды, погиб 22 декабря 1942 года.
Что было с нами! Слёзы. Терзающие душу воспоминания. Горькое признание того, что папа так и не узнал, как и когда перестало биться сердце его отца. Саша с детьми и супругой продолжали поиски, находили всё новые и новые сведения. Это были крупинки, но мы радовались каждому открытию. Мы уже знали, что дед был похоронен, а после перезахоронен в братской могиле близ деревни Сухая Нива Новгородской области. Узнали точно, где находится это место.
В июле прошлого года с трёх точек на карте страны — Асекеевский район, Самара, Новосибирск, мы собрались в Санкт-Петербурге, и отправились на могилу к деду. В пути мы были 17 часов и… 81 год.
Ориентироваться на местности было несложно, наши дети разработали маршрут передвижения. И вот мы в деревне. Первое что увидели — памятник всем павшим воинам, стоявшим насмерть за каждую пядь этой земли. Он установлен на возвышенности и виден со всех сторон. Примерно в ста метрах от него было место захоронения. Мы очень разволновались, слёзы лились ручьём. Поддерживая друг друга, прошли на территорию места захоронения солдат. В списках на плитах стали искать фамилию деда. Шли от фамилии к фамилии. Как их было много! И вот на одной из табличек нашли «Максимов С. Я.». Наверное, каждый из нас не ожидал от себя, насколько этот момент будет волнительным. Чувства смешались, и самым главным было чувство успокоения от этой долгожданной встречи, к которой мы шли долгие годы.
Немного успокоившись, стали осматриваться. В этой деревне живёт немного людей. И при этом место захоронения солдат, той далёкой и в то же время близкой Великой Отечественной войны, ухожено. В центре два братских захоронения, в которых покоится и наш дед, за ними стела с надписью «Вечная память героям». Далее чуть больше десятка именных могил с фотографиями и именами солдат. По периметру три стены, на каждой из которых семь столбцов с именами погибших. На центральной стене имена перезахороненных воинов. Поисковые группы, волонтёры продолжают работу по поиску солдат спустя столько лет после войны, поэтому эти списки пополняются. Родственники, нашедшие своих героев, привозят их фотографии и сами прикрепляют их к стене. Оборудованы места для посетителей, заметно, что их бывает много. Территория огорожена, всюду цветы и венки. Я с собой брала три саженца дубочков, мы их высадили на Новгородской земле, горсть земли с родины деда, рассыпала у стены памяти. А в небольшую капсулу набрала горсть земли, на которой погиб мой дед. Уже по приезду домой, установила её на могиле нашего отца.
Эти символические моменты, дали понимание некой завершённости. Мой отец встретился со своим отцом. Горько от того, что поздно, что долго, но хотя бы так.
Мы теперь знаем, что дед был участником боёв близ посёлка Демянск, так называемого Демянского котла, история которого началась в 1941 году. Это было место ожесточённых боёв, где советским войскам пришлось держаться до последнего, чтобы не допустить прорыва противника. Оцепленные с обеих сторон солдаты оказались в ловушке. Они оборонялись, несмотря на отсутствие продовольствия, амуниции, медицинской помощи и связи с командованием. Несколько месяцев лютой зимы 1941–1942 годов все, кто оказался в котле, а это десятки тысяч солдат и офицеров, были подвержены голоду, обморожениям и постоянным атакам противника. Даже при том, что я многое знаю о войне, читать подробности об этих событиях было тяжело. Дети долгое время изучали книгу Памяти Новгородской области. Только на одной странице записаны имена многих жителей нашего района — из Кислы, Старокульшарипово, Филипповки. Получается, много асекеевцев отдали свою жизнь в сражениях в этих боях. Может быть, их близкие тоже вели или и по сей день ведут поиски. Я по себе знаю, их душа успокоится лишь тогда, когда они или их потомки узнают, где покоится их семейный герой.